Смена колес: по закону зимнюю резину нужно обуть до этой даты в 2025 году

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Дважды в год россияне задаются вопросом, когда же стоит менять летнюю резину на зимнюю, и наоборот. Синоптики сообщили о приближении ночных заморозков в Центральном регионе и назвали дату, когда автомобилистам придется задуматься о смене летних шин на зимние. Подробнее — в материале «Известий».
Когда менять резину в России зимой 2025 года
Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2023 № 837 («О внесении изменений в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») гласит, что менять шины на зимние необходимо с 1 декабря. Но учитывая, что в разных регионах зимний период наступает в разное время, необходимо ориентироваться на график смены температур. Минтранс РФ рекомендует менять шины на зимние при установившейся среднесуточной температуре ниже +5…+7 ⁰С либо накануне первого гололеда.
При этом стоит учитывать, что в некоторых субъектах Федерации местные власти имеют право устанавливать более ранние или поздние сроки, исходя из климатических особенностей. Например, в регионах Крайнего Севера или Сибири зимний сезон наступает гораздо раньше, чем в Центральной России. Поэтому фактически замена шин может потребоваться еще в октябре или даже в конце сентября. Однако юридически ключевая дата остается неизменной — 1 декабря.
В 2025 году, по словам экспертов, предполагаемая дата, когда стоит «переобуть» автомобиль, — 26–27 октября.
При этом важно учитывать, что чем больший пробег у автомобиля, тем больше изнашиваются шины. Чтобы понять, когда их необходимо менять по износу, можно обратиться к постановлению Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 19.04.2024) «О Правилах дорожного движения», в котором говорится, что остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:
- для транспортных средств категорий L (мотоциклы) — 0,8 мм;
- для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 (грузовые автомобили и прицепы/полуприцепы) — 1 мм;
- для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 (грузовые автомобили и прицепы/полуприцепы) — 1,6 мм;
- для транспортных средств категорий M2, M3 (автобусы) — 2 мм.
Производители чаще всего советуют менять шины каждые 40 тыс. км или через пять лет, независимо от их состояния.
Влияние погодных условий на замену шин
Смена сезона в России всегда сопровождается значительным падением температуры, образованием гололеда и выпадением осадков. Эксперты отмечают, что зимние шины обеспечивают лучшее сцепление с дорогой уже при температуре ниже +7 градусов. При этом важно учитывать не только среднесуточные показатели, но и резкие перепады в ночное время, которые часто приводят к заморозкам.
Специалисты разделяют зимние шины на два основных типа: шипованные и фрикционные, известные как «липучки». При снежной слякоти лучше работают шипованные шины, а если зима малоснежная, лучше выбрать «липучки». Если нужно универсальное решение, то лучше остановиться на шипованных покрышках.
В Центральном федеральном округе заморозки наступают, как правило, в ноябре. В Сибири и на Урале — на месяц раньше, а в южных регионах первые устойчивые холода приходят ближе к декабрю. Если водитель ориентируется исключительно на календарные сроки, существует риск попасть на обледеневшую дорогу с летними шинами, что увеличивает вероятность ДТП. Поэтому специалисты советуют следить за прогнозом погоды и ориентироваться на фактическое состояние дорожного покрытия.
В Госавтоинспекции напомнили, что контроль за обеспечением безопасности дорожного движения ведется постоянно.
«Каждый автовладелец должен сам готовить свой автомобиль именно к тем условиям, которые непосредственно есть на улице. По многим регионам вообще зимней скользкости нет, а значит, в контроле нет необходимости», подчеркнули в ГАИ.
Сотрудники Госавтоинспекции штрафовать или наказывать за неустановленные зимние шины не будут.
«При такой технической неисправности транспортное средство не задерживается и не эвакуируется. Важно, чтобы водитель сам заботился о безопасности на дороге», подчеркнули в Госавтоинспекции.
При этом на всесезонные «липучки» никаких ограничений нет, такие покрышки можно использовать круглый год, подчеркнули в ГАИ.
Можно ли поменять резину заранее
Многие автомобилисты задаются вопросом: не нарушат ли они закон, если установят зимние шины задолго до наступления холодов. Эксперты советуют делать это за 7–10 дней до сезона холодов, чтобы успеть до больших очередей.
Согласно действующим правилам, эксплуатация зимних шипованных шин летом (в июне, июле и августе) запрещена, поскольку они изнашиваются быстрее и теряют свои эксплуатационные свойства. Однако в межсезонье — с сентября по ноябрь и с марта по май — водитель имеет право использовать как летние, так и зимние нешипованные покрышки.
Таким образом, менять резину заранее можно, но рекомендуется это делать в случаях, если прогноз погоды указывает на ранние холода или водитель планирует дальнюю поездку в северные регионы. Ранний переход на зимнюю резину позволяет избежать ажиотажа на шиномонтажах, где в сезон образуются большие очереди. Кроме того, это снижает риск оказаться в ситуации, когда внезапный снегопад застал водителя неподготовленным.
Источник: iz.ru